Содержание
Есть такое понятие в психологии, философии — «симптомальное чтение». Что это такое? Как избавиться от привычки к оценочным суждениям? Почему оценочные суждения это плохо? Разбираемся в этой статье…
В философии ХХ столетия в своё время появился новый термин — «симптомальное чтение». Что же это такое? Симптомальное чтение – это такой взгляд на мир, когда смотрящий предполагает (причём всегда!) вот что: «Всё, что угодно, что я вижу и слышу — не есть то, что оно есть, а лишь симптом чего-то другого». Надела короткую юбку – хочет быть изнасилованной. Завела второго ребёнка — боится выходить на работу. Сидит, скрестив ноги? Чувствует себя неуверенно. Учат иностранный язык? Собираются эмигрировать. Ну и прочая отвратительная белиберда, которую многие почему-то считают «психологией» и за которой, кстати, идут на психфак.
Или Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни
Человек, смотрящий на мир через инструмент «симптомального чтения», всегда «подозревает». Он всегда должен что-то «открыть», «обнаружить», «расследовать» как некий эксперт. Именно бум жанра «детектив» (случившийся как раз в ХХ веке) хорошо объясняет – что же это такое — симптомальное чтение как стиль жизни.
Симптомальное чтение – это взгляд частного детектива на особняк и его обитателей — место, где случилось убийство.
Некоторые симптомальные наблюдения за жизнью верны. (Никакой феномен не является абсолютным Злом, пока он не приобретает дурную тотальность). То же произошло и с симптомальным чтением. То, что уместно думать и делать для инспектора полиции в доме, откуда только что вынесли труп, неуместно для гражданина Имярек, раскрывшего рот, просто с целью сказать что-то умное.
Интеллектуальная мода «рассматривать всё как симптом чего-то другого», распространилась, как пожар, буквально на все дискурсы, уже не говоря о психологии с её главной рок-звездой — Зигмундом Фрейдом.
Все, кто что-либо делает или говорит, теперь мгновенно стали — подозреваемыми. Как говорила Иоанна Хмелевская: «Мы все под подозрением». Права была пани Иоанна…
Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?
Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».
Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».
- Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»
- Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».
- Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».
В кабинете психотерапевта…
В кабинете психотерапевта не до таких анекдотов. Там происходят вещи поинтереснее. Там привычка с симптомальному видению, чтению и пересказу событий жизни отнимает у клиента и психолога — время, нервы и деньги, сводя работу по исцелению на нет.
Когда начинаешь работать психологом, оказывается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений. Никто не умеет рисовать картину просто. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения.
Опытный психолог всегда предупреждает своего клиента: когда я прошу вас рассказать историю, мне не нужны ваши ОБЪЯСНЕНИЯ. Мне нужны ваши ОПИСАНИЯ.
В этом как раз психологи ну просто дословно повторяют реально когда-то сказанные философом Людвиком Витгенштейном слова:
«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»
Людвик Витгенштейн
Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом. Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия…
Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе – и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.
С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась к старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.
Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.
«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: