В довоенные годы над созданием подводного флота СССР трудился большой отряд конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Одни из них известны широко, другие — лишь узкому кругу специалистов. К последним можно отнести и Михаила Исааковича Лернера, отдавшего подводному кораблестроению почти сорок лет жизни. Построенные под его руководством лодки несли службу на всех флотах. Первой же для него, как и для завода «Красное Сормово», где Лернер тогда работал, стала «Щ-304» («Комсомолец»).
В конце 1929 г. это предприятие приступило к постройке подводных лодок. Шесть больших лодок 1 серии типа «Декабрист» и подводные минные заградители II серии типа «Ленинец», проекты которых разработали ленинградские конструкторы во главе с Б. М. Малининым, уже строились в Ленинграде, они же спроектировали среднюю лодку III серии типа «Щука». Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о постройке четырех таких лодок для Балтики. После утверждения проекта 23 января 1930 г. начальником Морских Сил РККА Р. А. Муклевичем через две недели в Ленинграде состоялась закладка «Щуки», «Окуня» и «Ерша».
Четвертый корабль строился в Сормове на средства, собранные комсомольцами и молодежью страны. В присутствии заместителя Наркомвоенмора СССР С. С. Каменева и секретаря ЦК ВЛКСМ С. Салтанова 23 февраля 1930 г. заложили «Комсомолец». После спуска 2 мая следующего года лодку достраивали на плаву, а весной 1934 г. отбуксировали в Кронштадт, где начались сдаточные испытания; они завершились 15 августа, а через девять дней «Комсомолец» (с 15 сентября — «Щ-304») вошел в состав Морских Сил Балтийского моря. Командиром назначили К. М. Бубнова, ставшего впоследствии известным испытателем подводных лодок. В разное время на этой «щуке» служили будущие Герои Советского Союза М. И. Гаджиев, Е. Я. Осипов и И. И. Фисанович.
III серия оказалась удачной, поэтому до начала Великой Отечественной войны заложили 88 лодок, из которых в строй до 22 июня 1941 г. вступили 73. Тактико-технические элементы улучшались от серии к серии, усиливалось вооружение, росли скорость, дальность плавания. Второй построенной на заводе «щукой» стала «Семга» («Щ-308») V-бис серии, заложенная в ноябре 1932 г. и сданная Краснознаменному Балтийскому флоту 14 ноября 1935 г. Приобретаемый из месяца в месяц опыт подводного кораблестроения позволил сормовичам 6 ноября 1933 г. заложить сразу три лодки У-бис-2 серии: «Дельфин» («Щ-309»), «Белуха» («Щ-310») и «Кумжа» («Щ-311»), спуск которых на воду состоялся в один день —10 апреля следующего года. «Щ-309» передали Балтийскому флоту 14 ноября 1935 г., а две другие—17 сентября 1936 г.
В 1936—1937 гг. завод сдал КБФ шесть лодок X серии — «Щ-313», «Щ-314», «Щ-315», «Щ-322», «Щ-323» и «Щ-324»; первые три летом 1939 г. перевели на Север, где им присвоили новые литерно-цифровые наименования: «Щ-421», «Щ-422» и «Щ-423». В августе—октябре 1940 г. «Щ-423» совершила беспримерный переход из Полярного во Владивосток Северным морским путем, пройдя за 73 суток 7227 миль, из них 682 мили во льдах. При подготовке к этому сложному плаванию пришлось защитить корпус деревянно-металлической «шубой», заменить бронзовые винты стальными со съемными лопастями. Лодка вошла в состав Тихоокеанского флота и с 17 апреля 1942 г. стала называться «Щ-139». Среди трех лодок, награжденных в 1940 г. за успешное участие в советско-финляндской войне орденом Красного Знамени, были «Щ-311» и «Щ-324», командиры которых (капитан-лейтенант Ф. Г. Вершинин и капитан 3-го ранга А. М. Коняев) удостоились высокого звания Героя Советского Союза.
По свидетельству М. И. Лернера, постройка лодок на заводе имела свою особенность: они строились в специальных судоямах, к ним трудно применять привычный термин «спуск на воду» — вернее говорить «подъем на воду». Большая вода в весеннее половодье заполняла судояму, и лодка всплывала.
В декабре 1936 г. завод получил ответственное правительственное задание— начать постройку лодок 1Х-бис серии типа «С», закладка первых двух состоялась сразу же. В течение 1940 г. Краснознаменная Балтика получила «С-7», «С-8», «С-9», «С-10», «С-101» и «С-102», ставшие лучшими советскими средними лодками второй мировой войны. Одновременно строились и малые лодки XII серии типа «М» (проект П. И. Сердюка), которые к местам дислокации доставлялись в специальных 180-тонных многоосных железнодорожных транспортерах, такой надежный способ сделал возможной переправку «малюток» на Черное море и даже Тихий океан. Заложенные 26 июля 1937 г. «М-96» и «М-97» сошли на воду 20 июля следующего года, а в октябре 1939 г. перешли в ведение КБФ. До начала Великой Отечественной войны сормовичи заложили 21 среднюю и 32 малые лодки, из которых до 22 июня 1941 г. КБФ получил соответственно семь и пятнадцать.
Когда М. И. Лернер в 1939 г. возглавил заводскую базу в Кронштадте, в его обязанности входили достройка, испытания и сдача лодок. Накануне войны на Балтике испытывались «С-11» и «С-12», вступившие в строй 20 июня и 30 июля 1941 г. Первая из них под командованием капитан-лейтенанта А. М. Середы открыла 19 июля боевой счет балтийских подводников в Великой Отечественной войне, но 3 августа погибла, подорвавшись на мине. Пришедшая в июле на кронштадтскую базу в высокой степени готовности «С-13» испытывалась по сокращенной программе (сдаточный акт подписали в последний день июля). Рабочие и техники успели уехать, а Михаил Исаакович и несколько его товарищей прорывались уже из блокадного Ленинграда по Ладоге.
Еще в июле на Черном море вступили в строй «М-111», «М-112» и «М-113», в ноябре — «М-117», «М-118» и «М-120», в октябре-ноябре на Тихом океане — «М-114», «М-115» и «М-116», отправленные туда до начала войны. Из 23 лодок, принятых от судостроительной промышленности во второй половине 1941 г., 12 строились М. И. Лернером. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны Сормовский завод переходил в систему Наркомата танковой промышленности, и его коллектив готовился к выпуску средних танков Т-34, что было поручено М. И. Лернеру; только в декабре пришел приказ о возобновлении постройки лодок. На завод прибыл Герой Советского Союза капитан 2-го ранга А. М. Коняев, назначенный командиром дивизиона строящихся кораблей, так как по состоянию здоровья он не мог нести службу в плавсоставе. В 1942 г. сдали «М-119», «М-121», М-122», «С-14» («Героический Севастополь»), «С-15» («Колхозница»), «С-103» и «С-104». Все семь лодок воевали в составе Северного флота.
Тогда же в стране зародилось патриотическое движение по сбору средств в Фонд обороны. Активное участие принимал и комсомол, собравший 159 млн руб., пошедших на строительство большого числа кораблей, в том числе 16 подводных. В феврале—июне 1943 г. Северному флоту были переданы «Ярославский комсомолец» («М-104»), «Челябинский комсомолец» («М-105») «Ленинский комсомол» («М-106) и «Новосибирский комсомолец» («М-107»), Постройка «малюток» XII серии завершилась 20 июля 1943 г., когда состоялось подписание акта сдачи «М-108». В феврале следующего года достроили «С-16» («Герой Советского Союза Нурсснтов»), а в победном 45-м — «С-17» («Советская Сванетия») и «С-18». Из 54 лодок, построенных в годы Великой Отечественной войны, 26 на счету сормовичей [2]. В 1946—1948 гг. достраивались «С-22», «С-23», «С-24», «С-25» и «С-26».
Среди погибших в боевых походах — сормовский первенец «Щ-304» («Комсомолец»), Подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Я. А. Афанасьева не вернулась из боевого похода в октябре 1942 г. Гвардейского звания удостоились «Щ-309» («Дельфин»), «Щ-422» («Щ-314»), «М-35» в «М-62», Краснознаменными стали «Щ-310» («Белуха»), «Щ-323», «Щ-421» («Щ-313»), «С-13», «С-101», «С-104», «М-111» и «М-117», Героями Советского Союза — капитаны 3 ранга С. Н. Богорад («Щ-310»), М. В. Грешилов («М-35»), Я. К. Иоселиани («М-111»), С. П. Лисин («С-7»), Н. А. Лунин («Щ-421»), капитан-лейтенанты А. Н. Кесаев («М-117»), М. Н. Хомяков («М-111») и старший краснофлотец А, С. Морухов («М-35»). Знаменитый подводный ас капитан 3 ранга А. И. Маринеско, награжденный орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени, командовал сначала лодкой «М-96», затем «С-13». Командир «С-12» и «С-104» капитан 2 ранга В. А, Тураев — один из немногих подводников, удостоенных звания кавалера четырех орденов Красного Знамени; 20 июня 1944 г. «С-104» четырехторпедным залпом отправила на дно транспорт, противолодочный корабль и тральщик! Тремя орденами Красного Знамени награжден капитан 3 ранга Ф. А. Видяев, поочередно командовавший «Щ-421» и «Щ-422».
Уйдя на пенсию, ветеран советского подводного кораблестроения М. И. Лернер в 1952 г. начал преподавать на кораблестроительном факультете Горьковского политехнического института, передавая богатый опыт и знания студентам. Одновременно он до 1967 г. работал на своем родном заводе. За самоотверженный труд Михаил Исаакович награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета» и многими медалями.